ЗВЁЗДЫ И ТОТЕМЫ... |
НА ГЛАВНУЮ | Проект РУССКИЙ ДОМОВОЙ | ИСТОРИИ РАССКАЗАННЫЕ ДОМОВЫМИ... |
...НА НЕБЕ И ЗЕМЛЕ
В старину, где бы люди не селились, место выбирали тщательно. Место подбиралось желательно высокое, лучше – берег реки. Предпочтительным считался высокий берег, нисходящий к лесу лощиной. На строительства шёл ближайший лес, высвобождая таким образом землю под посевы. Прежде, чем приступить к расчистке выбранного участка и строительству домов и различных построек, – свершался целый Ритуал. Пришедший на новое поселение Род, или же несколько Родов, делились на четыре группы. К реке или озеру отправлялись женщины всех возрастов с малыми детьми, а юноши с мужчинами шли к лесу, разделившись на три группы. Самые старые и подростки располагались по центру, обратившись лицом к лесу. Мужчины и юноши разделялись на две группы, образуя квадрат. За отправную точку в построении квадрата брался берег реки или озера, а не четыре стороны света. Изначально наши предки избегали селиться на излучинах рек, что нельзя сказать о более позднем периоде времени. В каждой из четырёх образованных групп выбирался старший из числа наиболее активных и уважаемых членов Рода. У каждой группы была своя задача. Вмешиваться в дела других групп было не принято. Женщины купали детей, стирали. Разговаривали с берегинями, русалками, рыбами и птицами. Знаков было много, и за ними наблюдали самые мудрые и старшие с богатым опытом женщины. Стирая, у воды женщины наблюдали за течением реки, разговаривали с ветром, выведывая знания о направлениях и силе ветра в разное время года, пытаясь получить ответ на вопрос: «можно ли поселиться в данном месте». Две-три женщины ловили рыбу, но не с целью пропитания, а для общения, чтобы через них заручиться поддержкой водяного. Рыб с благодарностью отпускали, наказывая передать просьбу Главному Водяному о разрешение поселиться здесь. Тем временем, старики с подростками углублялись в лес, чтобы посмотреть, что растёт, каковы звери, птицы его населяющие. Убивать и обижать зверьё, равно как и растения и деревья, было запрещено. Две оставшиеся группы мужчин разделялись ещё на две группы, составляя квадрат. Отбивали поклоны на все четыре стороны света. Затем шли навстречу друг другу к воображаемому центру квадрата, а сойдясь вместе, били поклоны Матушке-Земле. После чего расходились и внимательно изучали выбранное место: хороша ли земля для строительства, для посевов. Привлечённые шумом выходили полюбопытствовать звери лесные и прочие обитатели леса. Тот зверь, что первым выходил, выбирался людьми, как тотем. Он становился защитником Рода, ему поклонялись, прося охраны и защиты. На зверя выбранного Тотемом Рода, никогда не охотились. С ним щедро делились пищей или добычей, совершая ритуальные подношения. По мере выполнения каждой группой своей задачи, люди собирались вместе. Строили шалаши, готовили пищу. Дожидались наступления вечера. К ночи готовили большой костёр. Если небо было звёздное, то это считалось добрым знаком. У костра оставались по два-три человека от каждой группы на совет, общим числом не более двенадцати. Обменявшись мнениями, выслушав каждого, обращались к звёздам. Искали созвездие в виде того тотемного зверя, который им показался. Люди, пришедшие водой, жившие, в основном, рыбной ловлей, естественно, своим тотемом выбирали рыбу, морское или околоводное животное. Часто клан или Род останавливались только на время, высылая наиболее способных на поиски места. Найдя на небе рисунок звёзд, напоминающий образ тотема, воспринимали это, как добрый знак-разрешение Неба и Духов места. В те давние времена каждый умел слушать природу. В молчании у костра слушали, как отнеслись к появлению людей духи места, лешие, кикиморы. Не принято было зазывать и первыми с ними заговаривать. Люди хорошо знали, что те тоже присматриваются к ним, оценивают: «что люди с собой принесли – добро или зло?» Наконец, Старший Леший или Кикимора выходили к людям. И тогда на общем Совете Духов Леса и Людей заключалось соглашение: жить в мире, уважая и помогая друг другу. На заре всему люду торжественно объявлялось: «здесь будем жить, здесь будем строиться». Духи места давали советы, где лучше расположиться, указывали на хорошее подветренное место у берега, показывали, какие деревья. следует использовать при строительстве в первую очередь. Без такой подготовки и без согласия духов места кикиморы могли заморочить: и старое сухое болото легко могли принять за удачное место. На Русском Севере селились вблизи друг друга несколько Родов, понимая, что по одиночке выжить сложнее. Представители родов собирались на сход и выбирали старшого, за ним закреплялись обязанности Ведуна, для постоянной связи с духами природы и места. От хозяйственных дел он освобождался: ритуалы отнимали много времени и требовали большой затраты сил. По необходимости на большие ритуалы или для совершения крупных подношений ему выделялись помощники. Когда люди принимали решение объединиться в большое поселение, собирался сход – и Ведуну предлагалось найти место и определить благоприятное время для закладки поселения. Учитывая, что на севере лето короткое, но световых дней больше, подготовка места начиналась весной, а переселение могло быть и через год. Ведуны всё это время наблюдали за ветром, небом, гадали по звёздам. Всем покровителям совершались подношения. Совершались жертвенные ритуалы, но бескровные. Люди делились той пищей, что употребляли сами. Через семь дней, то есть маленьких Лун, такой напряжённой работы ведунов, иногда с помощью привлечения прорицательницы ,людям сообщалось решение. Выбор места начинали, как правило, с поисков покровителя – тотемного зверя. Соответственно, подготовка к строительству начиналась тогда, когда тотемное созвездие было хорошо видно, даже если это было зимой, или же в межсезонье. На указанное место, в назначенное время отправлялись мужчины во главе с Ведуном, неся тотемному зверю подношения. Условно в центре будущего поселения, на пеньке укладывали принесённые дары. Пели, подражая звукам тотемного зверя, пританцовывали, имитируя его движения. Целью этого ритуала было показать, что пришли сородичи, которые будут жить с ним в мире и дружбе, и подкармливать его. Если Духи определяли в тотем более слабого зверя, малого или не хищника, то люди заверяли его в том, что будут заботиться о нём и помогать сохранять его потомство. А он в свою очередь указывал им, где и когда можно найти хорошую добычу. Так люди обретали, ещё не построившись, защитника и помощника в виде животного, определённого им как Тотем. Особо добрым знаком считалось появление такового зверя, выходившего к подношению в их присутствии. В крупных поселениях, где тотемному зверю придавалось ещё большее значение, повседневное общение с ним поручалось ведуну. Люди верили, что тотем является одновременно и хранителем их очага. Жилище украшалось изображениями тотемного зверя. В более поздние времена стали ставить подле домов фигуры тотемных зверей, сделанных из дерева, глины. Одежду украшали вышивкой, орнаментами, посвящёнными своему тотему. Отголоски этой традиции сохранились в фольклоре: ритуальных песнях и плясках, сказках и сказаниях, в мотивах народных промыслов. Традиция приручения диких зверей выросла из традиции тотемов. Дольше всех сохраняли традицию и умение понимать язык животных женщины-ведуньи. Шкуры тотемных животных никогда не использовались в хозяйстве, даже если животное было пушным. Погибшее животное, если таковое находили в лесу, хоронили с почётом. Тотемы ранних славян очень часто перекликаются с гербами. Точнее, гербы «вышли» из тотемов. Сафонов Роман Владиславович. Москва. 2007. |