РУССКИЙ ДОМОВОЙ |
ИСТОРИИ РАССКАЗАННЫЕ ДОМОВЫМИ... | Проект РУССКИЙ ДОМОВОЙ | НА ГЛАВНУЮ |
В начале начал Стихийные Духи, выделившиеся в отдельный класс из Царства Элементалов, совершили первые шаги в своей эволюции. Любопытство к окружающему миру привело их к неизбежной встрече с теми, кто из плоти и крови. Они стали наблюдать за жизнью зверей и присматриваться к деятельности людей.
Люди зависели от погоды, от стихии, не зная причин явлений, пытались сделать свой быт более комфортным и безопасным, интуитивно ощущая взаимосвязи в пространстве. Неразрывная связь со всем сущим, Тонким и Плотным Мирами явилась основой обожествления Великой Матери-Природы. Люди стали обращаться к Тонкому Миру за помощью по разным вопросам, при этом совершая подношения. Класс «любопытных» Духов обратил на это внимание. Духам очень хотелось, уж коль люди их чувствуют, чтобы их ещё и увидели. Для этого они стали подражать манерам и одежде тех людей, возле которых находились. Это был первый шаг к их индивидуализации. Холод побуждал людей строить жилища, отапливать их, изготавливать одежды. И класс «любопытных» стал показываться в узнаваемом людьми облике. Универсальной одеждой в тех условиях был овчинный тулуп. Понравился он очень и всем Духам. Стали они его называть ласково «тулупчик». И носят его по сей день… Люди стали предлагать Духам разделить с ними своё жилище. Более того, дом без духа-помощника не считался безопасным. Ему дали имя – Домовой. И приглашали, как равного себе, принимать участие во всех делах семьи. «Любопытные» не потеряли связи между собой, что им помогало активно участвовать в жизни людей. Если ссорились хозяева, домовые собирались, выясняли причину и делали всё, чтобы помирить их. Это было началом содружества разных форм жизни на земле. В традиции славянских Домовых нет строгой иерархии. Главенство определяется личными качествами и способностями Домового. Если хозяйство большое и крепкое, Домовичёк приглашает к себе помощников таких же Домовичков, близких ему по духу и характеру. Это становится его «семьёй», где каждый по своему вкусу и способностям определяет те обязанности, с коими он может успешно справиться. Когда интересы человека и Домового совпадают, между ними возникает симпатия. Так, Домовой становится другом, советчиком и охранником человека, всё более ощущая привязанность к другу, нежели к дому. Домовичёк-помощник мог проявлять особую заботу о ребёнке – и на всю жизнь тогда становился его спутником и разделял с ним радости и тяготы жизни, где бы они не жили, повсюду следуя за ним. Зачастую, став взрослым, в отношениях со своим другом детства Домовичком, человек сохраняет те же чувства и воспринимает его как «дядьку» и наставника. А Домовой, по-прежнему, ласково называет его «мой мальчик», или детским прозвищем, а после физической смерти навсегда хранит о нём добрую память. Такие Домовые стараются разыскать потомков своего друга и поселиться у них, если те по своим человеческим качествам напоминают его «мальчика». Если таковых в роду не нашлось, Домовичёк покидает дом и уходит на поиски людей, обладающих качествами, интересами и взглядами своего «воспитанника». В обязанности Домовых входило: защита дома и хозяйства от всякой нечисти. К «нечисти» причислялись упыри, бесы всех мастей, злобные василиски, согласно преданиям «вылупившиеся из петушиного яйца». Это они приносили падёж скота и болезни людям, наводили страх, пугали детей, провоцировали пьянство… Домовой с ними активно боролся, а в случае большого числа бесов – Домовые объединялись на борьбу с ними. Поздняя народная молва, позабывшая и перепутавшая всё и вся, стала приписывать многие безобразия и беды самим Домовым. Всё чаще ответной реакцией Домовых на подобные наветы была не просто обида на неблагодарность людей, но и уход из дома. Домовые долго ещё смирялись с тем, что их перестали видеть, но когда усомнились в самом факте их существования, приписывая им всё дурное, то многие из них стали жить своей жизнью и удалились от людей. А свободное «местожительство» заняли тёмные бесы. Утеря дружбы с теми, кто испокон веков по своей доброй воле хранил и защищал людей от всяческих бед, стала одной из причин падения нравов, особенно в городах. Стародавний договор меж людьми и Домовыми людьми был забыт. Но Домовые его помнят и хранят… Раньше было принято при переезде в новый дом приглашать с собой Домового. Для его «перевоза» предлагался валенок или корзина, а кто предпочитал уютно устроиться за пазухой у хозяина. Принимали они участие и в жизни людей… СВАТОВСТВО И ДОМОВЫЕ. Так уж повелось на Руси, что народные гадания никогда не обходились без участия Домовых. Не являются исключением и девичьи крещенские гадания, в особенности в тех семьях, где была ни одна дочь, а две-три. Старший Домовой мог даже пригласить себе в помощь домовых-помощников, которые закреплялись за каждой девицей, ещё тогда, когда она о женихах и не помышляла. Домовой-помощник присматривал за ней, изучал её характер и склонности к рукоделиям, к домоводству. Следил за тем, что она ест, при этом, побуждая её выбирать себе ту пищу, которая бы помогала укреплять здоровье. Ей могло показаться, что это её прихоти и желания в выборе трав для умывания, мытья волос, травяных сборов и отваров по уходу за телом – на самом деле ей подсказывал Домовой. Некоторых девиц Домовые побуждали бегать по утренней росе, другим считались полезнее дальние прогулки в лес по грибы и по ягоды. Старший Домовой старался внушить домочадцам мысль, что, не балуя и не потакая девице, надобно поощрять и помогать ей в тех делах и рукоделиях, к коим у неё лежала душа и были способности. Так девицу, которая любила и умела вышивать, не посылали по грибы и старались не давать ей грубой работы, дабы не утратила она чувствительности рук. Тех, кто страстно любил лес и всякого рода животных, не принуждали вышивать. Старший Домовой среди окрестных, таких же Старших Домовых, как и он сам, выяснял, где есть отроки, которым в скором будущем понадобится невеста. Те в свою очередь выясняли характер и склонности жениха, и в какой дом какого душевного склада нужна будущая хозяйка. Существовало два основных способа сватовства: когда приходило время девице и отроку, если они жили по соседству, Домовые подстраивали «случайную» встречу в лесу, на реке или на деревенских гуляниях. Эту часть плана осуществляли Домовые –помощники. Старшие Домовички на ярмарках, либо на встречах по каким-то соседским делам, старались познакомить родителей, внушая им симпатию к друг другу. Тогда вопрос сватовства решался положительно, по симпатиям родственников и по любви молодых, при обязательной практической выгоде. Когда по обоюдному согласию сватовство признавали удавшимся, то «били по рукам» и назначали день свадьбы. Больше всех радовались Домовые. Особой гордостью среди домовых считалось, ежели люди не замечали их участия! После свадьбы каждый глава Рода просил своего Домового благословить счастье молодых и помогать им в дальнейшем. Когда же молодым выделяли земельный надел и помогали всем миром строить дом, Домовые-помощники жениха и невесты, прикреплённые к ним с детства, становились их Домовыми, и распределяли роли. Так, Домовые получали новый дом – и всё повторялось… Второй способ – заключался в следующем: бывало, что в округе не было подходящих свободных женихов или невест, а время поджимало. Годы шли. Тогда старшие люди в роду приглашали сватью. Настоящие сватьи на Руси, как правило, имели своих духов-помощников. Духи-помощники те же Домовые, но в силу своих индивидуальных наклонностей и судьбы, привязывались больше к людям, нежели к дому и помогали людям в их профессиональной деятельности. Такие духи-помощники были у ремесленников, купцов, ведуний и т.д. Сватьи никогда не сидели на месте, находясь всегда в движении. Зачастую они имели лишь «угол» у своих родственников. Их «хлебом» было удачное сватовство, за что они и получали вознаграждение. Некоторые сватьи, ушедшие далеко от своего дома, могли быть приглашены молодой семьёй – пожить у них «на счастье». И если сватья была зрелого возраста, и ей уже были в тягость длительные переходы, она могла остаться в качестве няни и помощницы по хозяйству. Сватьями становились перезревшие девицы из глухих хуторов, солдатки и вдовы. Иногда сватьями становились бездетные вдовы, бравшие на воспитание девочек-сирот. Это становилось началом семейной традиции. Сватьи собирали сведения на ярмарках и по деревням, где к ним всегда относились уважительно, предоставляя хлеб и ночлег, даже если в семье и не было жениха или невесты. Труд сватий в те далёкие времена считался почётным. Добрым знаком было, если случайно сватья оказывалась в доме, где молодая семья ждала первенца. Труд сватий не был бы так успешен без помощи Домовых. Пока сватья общалась с родителями женихи или невесты, тем временем её дух-помощник выяснял у хозяйского Домового, как обстоят дела на самом деле, чтобы люди не приукрашивали положение дел и не обманывали сватью пусть и без злого умысла. Потому-то сватьям и не старались привирать и преувеличивать свои достоинства и богатства, зная, что их «трудно обвести вокруг пальца». Как правило, сватьи между собой дружили и делились информацией, дабы пары подбирались наиболее удачно. Когда на крещение девушки гадали, то Домовички показывали им образ жениха, уже подобранного ими и сватьей. Когда девицы гадали на суженного, бросая башмачок, то Домовые заботились, чтобы он попал в нужные руки. А когда приезжали сваты – и девица с родителями давали своё согласие на свадьбу, это было заранее предрешено и подтверждено гаданием. Традиция святочных, крещенских гаданий была настоящей творческой «кухней» Домовых. Они проявляли недюжинную изобретательность и хитроумие. Нерадивых могли наказать, даже напугать, показывая им страшные образы и видения. Избалованным и капризным, думающим только о себе, строили козни и проделывали всякие шалости, не для того, чтобы принести вред, а с целью проучить, заставив обратить внимание на свои дурные качества и постараться их исправить. Сафонов Роман Владиславович Москва 2007 |