УЧАСТИЕ ДОМОВЫХ В ОБРЯДАХ
ИСТОРИИ РАССКАЗАННЫЕ ДОМОВЫМИ... НА ГЛАВНУЮ Гостевая книга
УЧАСТИЕ ДОМОВЫХ В ОБРЯДАХ...

Плетение венка на Купалу начиналось зимой с изготовлением основы. С наступлением весны и до праздника, по мере пробуждения природы, в венок вплетались всё новые и новые цветы. По сути своей, этот магический обряд, есть ничто иное, как создание терафима для призывания жениха. Если у Домового девицы на примете был достойный жених для неё, то вместе со знакомым Лешим, он заботился о том, чтобы венок попал в нужные руки. Особым счастьем считали когда на Купалу, в первое своё празднование, девица обретала жениха, который этим же летом сватался. Осенью, после сбора урожая, игралась свадьба.

Перезрелой девицей считалась та, которая и после своего четвёртого своего праздника Купалы, не дожидалась прихода сватов. Венок её никто не подбирал. В таких случаях шли к знахаркам и ведуньям, считая, что девка, возможно, порченная.

Плетение венка, с самого его начала и до конца, сопровождалось думами и мечтами девицы о женихе, о призывании детишек. Те же, что думали только о наслаждении, помощи и защиты от Домовых не получали, и опеки их лишались. К ним вполне могли тёмные духи привести сластолюбца, прелюбодея, скрягу.

ОБРЯД ОБРЕТЕНИЯ СИЛЫ ПРИРОДЫ.
Наши современники – любители заговоров пытаются соединить древне-русскую традицию с привнесением в неё элементов христианства, забывая при этом, что простые символы, так же древни, как и само человечество. Идея крестного знамения, креста и слова «перекреститься» - у наших предков означало: отбить поклоны на все четыре стороны света. Это и есть крест, и по форме и по сути своей.

Если, кто пожелает что-либо попросить у Духов Природы – жителей Тонкого Мира, например: здоровья, счастья, помощи в делах, – следует по росе, на утренней заре, натощак, не попив воды, выйти в чисто поле или на опушку леса. Умываются росой. Когда лучи солнца набирают силу, должно поклониться на все четыре стороны света: в начале лицом к востоку, в сторону восходящего солнца; кланяются трижды, низким поклоном, касаясь руками земли.

Не путать с выдумками, что при этом необходимо креститься, читать молитвы или заговоры. Самое забавное, когда это пытаются объединить. Тогда не поможет ни Бог, ни Силы Природы…

Просьба могла сопровождаться «приговорами», произносимыми шёпотом. В каждой семье по линии рода передавались свои заветные «приговоры». Общими для всех были обращения к Солнцу (Яриле), Ветру, Земле, травам и цветам, и те, что относились к местным условиям. Все знали и соблюдали эти правила: о продолжении рода обращались к Солнцу, Ветру и злакам. Излечение недугов телесных и духовных сопровождалось просьбой указать на нужное растение. Просить можно было только за себя. Например, если дочь желала помочь больной матери, она приводила её с собой. Бывали случаи когда близкие приносили тяжело больных, неспособных самостоятельно передвигаться. Просить об их исцелении позволялось кому-либо из родных. Остальные уходили, чтобы пополудни вернуться и забрать немощного домой.
Росы выпадали в разное время – и люди сами определяли, когда лучше проводить обряд. В редких случаях выходили по вечерней росе. Так лечились заикающиеся, беспокойные, с нарушениями сна и душевными недугами. Если девица пыталась что-либо выпросить для себя, а это им чаще всего приходило на ум, да если при этом упоминалось имя соперницы, это считалось злом – и такая девица непременно несла наказание. Наказания могли быть разные. Проследить за этим Дух Места просил Домового.

По весне девушки на выданье, сняв рубахи и распустив волосы, купались в утренней росе. Те, кто успевал омыться с ног до головы, считали что это знак: последняя девичья весна. Значит, кто-нибудь посватается вскоре.

В осенней росе приходили купаться и женщины зрелого возраста для продления здоровья и крепости тела. При таких купаниях между собой не разговаривали, не смеялись, не нарушали тишину, терпели, когда холодно, или трава резала ноги. Если какой юноша или мужчина случайно забредал на место купания, он не должен был задерживаться ни на секунду, а отвернувшись, проговорить «чур-чур, меня» и спешно удалиться. Считалось, что вкупе с девушками бегают и танцуют дриады, но отличить их очень сложно, особенно, если купание массовое.

Об исцелении и счастьи других могли обращаться к Матушке-Природе только ведуньи и знахари. Особенно много таких просьб выполняли знахарки-травницы: просьба передавалась Духу Места. С его помощью находилось нужное растение и его приносили больному.

Обереги от «злых сил» и всяческих напастей в старину делали только для себя и членов своей семьи. Так, муж или отец, уходя из дому, оставлял дома какой-нибудь оберег, а ему изготавливали что-нибудь из предмета обихода, но со значением оберега. Изначально этому обычаю придерживались, но со временем стали забывать.
Колдуны стали за плату делать обереги на все случаи жизни (и на добро и на зло!). Произошло разделение: ведуний изничтожили, как «ведьм»… Появились белые и чёрные колдуны, «посредники» в общении с духами… Люди начали напропалую использовать заговоры вместе с молитвами, зачастую не понимая смысла, и самое главное, последствий. Негативные последствия могли произойти и от прочтения Хорошего Заговора, но неверно и не вовремя использованного. Так, называемая сейчас в заговорах Разрыв Трава на разлуку, на отсушку и прочее, на самом деле означало: меж людьми проводилась черта не отчуждения, не вражды, а здравого понимания с целью увидеть окружающее и людей в их истинном свете. Неверно и не вовремя произнесённый заговор может вызвать физические последствия в виде болезни почек или органов репродукции, как у мужчин, так и у женщин. Пример с Разрыв Травой приводится, как яркое свидетельство невежества и безграмотности, когда забыто изначальное значение. Правильное использование обостряет чувства, умственные способности, и предназначается для лечения опухолей и бесплодия. Под этим названием скрывался целый сбор трав, собранных в одном месте, но в разное время. К сожалению, рецепт утрачен давным-давно, а название закрепилось и стало именем собственным.


Утрата одной традиции ведёт за собой потерю других. Своеволие и эгоизм человека постепенно разрушили тонкую связь с природой. Посредником в этих контактах всегда был Домовой. Изначально его не просили о помощи, он первый замечал неладное и стремился помочь. Договорившись с Духом Места, Домовой рекомендовал своим хозяевам пойти на заре в чисто поле. Мудрый Домовой таким образом предотвращал последствия неправильных действий, когда люди ещё не видели этого.

Просьба к силам природы произносилась шёпотом и была сродни сердечной молитве, спонтанной и искренней. А заговор – совсем иное: следовало знать в какой последовательности перечислять силы природы и травы. Для этого надо было знать Иерархию и устройство сил природы, тональность и ритм произносимых заговоров. В поздние времена лишь сведущие люди, называемые знахарями, хранили секреты, утраченные большей частью народа.

Следы обычаев остались в речи, в сказках и песнях. Некоторые фразы древнеславянских заговоров незаметно влились в новые молитвы. Так, великие слова БЛАГОДАРЕНИЯ: «благодарю тебя за день и хлеб насущный» были каждодневными словами благодарности в конце дня, обращённые безлично к Небу, Солнцу и Земле.

В каждодневной жизни современного человека бессознательно это присутствует. Когда мать пестует младенца, приговаривая «солнышко моё» и т.д. – это отголоски дремлющей коллективной памяти. Утешения и ласковые слова, приговариваемые шёпотом, приметы природных явлений не вызывает вопросов, откуда пришли эти знания. Человек сам не зная, по каким-то приметам и знакам, пытается разобраться в причинах происходящего.

Так и отправляются на поиски того, кто бы объяснил… Вот и идут, кто во что горазд: кто в церковь, кто к психологу, а кто и к колдуну…

Сафонов Роман Владиславович.
Москва. 2007.

Hosted by uCoz