Существа Тонкого Мира
НА ГЛАВНУЮ Проект РУССКИЙ ДОМОВОЙ Тонкий Мир Гостевая книга
Елена Петровна Блаватская, "РАЗОБЛАЧЁННАЯ ИЗИДА"

Самыми низкими на шкале существ являются те невидимые твари, которых каббалисты называют «элементариями». Чётко различают три их класса. Высшими по разуму и коварству являются так называемые земные духи… <…> о них пока достаточно будет сказать, что они суть лярвы, или тени тех людей, которые, живя на земле, отказались от всякого духовного света и глубоко погрязли в болоте материи, и от чьих грешных душ бессмертный дух постепенно отделился. Второй класс состоит из невидимых антитипов людей, которым предстоит родиться. Никакая форма не может перейти в объективное существование – от самой высокой до самой низкой, – пока не вызван к существованию идеал этой формы – или, как сказал бы Аристотель, прообраз этой формы – есть стимул к развитию. Прежде чем живописец напишет картину, каждая чёрточка её уже живёт в его воображении; прежде чем мы увидим часы, они существовали в уме часовщика. То же самое и с будущими людьми.

По учению Аристотеля существует три принципа естественных тел: прообраз. Материя и форма. Эти принципы приложимы и в данном случае. Прообраз ребёнка, которому предназначено быть, мы хотим поместить в незримом уме великого Архитектора Вселенной – ибо прообраз в Аристотелевой философии рассматривается не как принцип построения тел, но как внешнее свойство в их производстве, ибо производство есть изменение, посредством которого материя переходит от отсутствия формы к той, которую она принимает. Хотя прообраз формы новорождённого ребёнка так же, как и прообраз будущей формы несделанных часов, является тем, что есть ни субстанция, ни протяжённость, ни качество, ни какое-либо существование, всё же это есть что-то, что есть, хотя его очертания, для того, чтобы быть, должны обрести объективную форму, короче говоря, абстрактное должно стать конкретным. Таким образом, как только прообраз материи передаётся энергией вселенскому эфиру, она становится материальной формой, как бы тонка она ни была. <…> Формы преходящи; идеи, создавшие их, и материал, давший им объективность, остаётся. Эти модели, пока ещё лишённые бессмертного духа, суть «элементалы», – строго говоря, психические эмбрионы, – которые, когда их время придёт, исчезают из невидимого мира и рождаются в видимом мире в качестве человеческих детей, получая при переходе то божественное дыхание, называемое духом, которое окончательно завершает цельного человека. Этот класс не может объективно сообщаться с людьми.

Третий класс – это настоящие «элементалы», которые никогда не разовьются в людей, но занимают особую ступень на лестницу существ и по сравнению с другими более правильно могут быть названы духами природы или космическими агентами природы, причём каждое существо ограничено пределами своего элемента и никогда не нарушает границ других. <…>

Считается, что этот класс обладает только одним из трёх атрибутов человека; у них нет ни бессмертного духа, ни осязаемых тел; у них только астральные формы, в которых в значительной степени присутствует тот элемент, к которому они принадлежат, а также эфир. Они представляют комбинацию из сублимированной материи и рудиментарного (зачаточного) ума. Некоторые не изменяются, но всё же не имеют отдельной индивидуализации и действуют, так сказать, коллективно. Другие, принадлежащие определённым элементам и видам, изменяют свою форму по установленным законам <…>. Самые плотные тела их обычно настолько нематериальны, что не воспринимаются нашим физическим зрением, но не настолько нематериальны, чтобы их нельзя было уловить внутренним зрением, или ясновидением. Они не только существуют и могут жить в эфире, но и могут обращаться с эфиром и направлять его на производство физических явлений с таким же успехом, как мы можем сжимать воздух компрессорами или воду гидравлическими аппаратами<…> Кроме того, они могут так уплотнить его, что могут создать себе из него осязаемые тела, которые, <…> могут принимать какой им угодно вид <…>.

По учению Прокла высшие области от зенита вселенной до луны принадлежат богам или планетным духам, в соответствии с их иерархиями и классами. Высочайшими среди них были двенадцать <…> высших небесных богов, имеющих в своём распоряжении легионы подчинённых демонов. За ними следуют ближайшие по рангу и власти <…> межкосмические боги, имеющие власть каждый над огромным количеством демонов, которых они наделяют своей властью и передают её от одного другому по желанию. Они, по видимому, олицетворённые силы природы в своих взаимоотношениях; последние представлены третьим классом, или «элементалами», как мы только что описали.

Далее он показывает, по принципу герметической аксиомы о типах и прототипах, что низшие сферы имеют свои подразделения и классы существ так же, как высшие, небесные, причём первые всегда подчинены высшим. Он верил, что четыре элемента все заполнены демонами, утверждая, как и Аристотель, что вселенная полна и природа не терпит пустоты. Демоны земли, воздуха, огня и воды состоят из эластичной, эфирной, полутелесной субстанции. Это те классы, которые служат посредниками между людьми и богами. Хотя они ниже по разуму, чем шестая категория высших демонов, эти существа непосредственно владычествуют над элементами и органической жизнью. Они управляют ростом, цветением, свойствами растений и различными переменами в них. Они являются олицетворёнными идеями, или силами, проливаемыми из небесного ul&#234; на неорганическую материю; а так как растительное царство на одну стадию выше, чем минеральное, эти эманации от небесных богов принимают форму и, находясь в растении, они становятся его душой. <…>

В индийском пантеоне насчитывается не менее чем 330 000 000 духов различного рода, включая элементалов, которых брамины называли дайтьями*. Адепты знают, что эти существа привлекаются в определённые места небес чем-то вроде таинственного свойства <…>. Полагают, что различные расы этих существ питают особую симпатию к определённым человеческим темпераментам и с большей готовностью оказывают на них влияние. <…>

<…> Но существует другая смерть, которая является нарушением божественного порядка и разрушением всех человеческих элементов в натуре человека и всех возможностей человеческого счастья. Это духовная смерть, которая происходит до разложения тела. «Человек может обладать обширным умственным развитием и не иметь ни любви к Богу, ни самоотверженной любви к человеку». Когда человек впадает в любовь к себе и к миру с его удовольствиями, теряя любовь к Богу и к своему ближнему, он падает от жизни к смерти. Высшие принципы, которые являются основными элементами его человечности, погибают, и он живёт только на природном плане своих способностей. Физически он существует, духовно он мёртв. По отношению ко всему, что принадлежит к высшей и единственной прочной фазе существования, он настолько же мёртв, насколько мертво будет его тело для всех радостей, чувств и деятельности этого мира, когда дух его покинет. Эта духовная смерть происходит в результате неповиновению законам духовной жизни, за каковым неповиновением следует то же самое наказание, что и за неповиновение законам физического существования. Но духовно мёртвые всё ещё имеют свои наслаждения; у них остаются их интеллектуальные силы и интенсивная деятельность. Все животные наслаждения к их услугам, и для множества мужчин и женщин они составляют высочайший идеал человеческого счастья. Неустанная погоня за богатством, забавами и развлечениями общественной жизни; культивирование грациозных манер, одевание со вкусом, социальные преимущества, разница в образовании опьяняют и восторгают этих живых мертвецов; но, продолжает красноречивый проповедник, – «эти люди со всей их грацией, богатым одеянием и блестящими достижениями мертвы в глазах Господа и ангелов, и будучи измеренными истинной и нерушимой мерой, не более обладают жизнью, чем скелеты, плоть которых уже обратилась в прах». Большое развитие интеллектуальных способностей отнюдь не подразумевает духовной и правдивой жизни. <…>

Пифагор учил, что целая вселенная представляет обширную систему математически правильной комбинации. Платон представлял божество творящим посредством геометрии. Мир поддерживается тем же законом равновесия и гармонии, по которому он был построен. В гармоничном вращении сфер центростремительная сила не могла бы проявиться без центробежной; все формы являются произведениями этой двойственной силы в природе. Поэтому для иллюстрации нашей мысли мы можем обозначить дух как центробежную, а душу как центростремительную духовные энергии. Находясь в полной гармонии, обе силы дают один результат; нарушьте или повредите центростремительное движение земного обитателя, стремящееся к центру, который его притягивает; нарушьте это продвижение, налепив на него вес тяжелее того, который он в состоянии нести, и гармония целого, которая есть его жизнь, будет разрушена. Индивидуальная жизнь может продолжаться только при поддержке этой двойственной силы. Малейшее отклонение от гармонии нарушает её; когда она разрушается без надежды на спасение, центробежная и центростремительная силы разъединяются и форма постепенно уничтожается. После смерти развращённого и злого человека для него наступает критический момент. Если в течение жизни окончательные и отчаянные усилия внутреннего Я снова соединяться со слабо мерцающим лучом своего божественного родителя остались в небрежении; если этот луч всё более закрывался нарастающей корой материи, то душа, освободившаяся после смерти от тела, последует за своими земными влечениями и будет магнетически вовлечена в густые туманы материальной атмосферы и удержана в них. Затем начинает погружаться ниже и ниже, пока наконец очутится, когда придёт в сознание, в том, что древние называли Гадес. Полное уничтожение такой души никогда не происходит мгновенно; это может длиться столетия, ибо природа ничего не совершает рывками, а так как астральная душа построена из элементов, то закон эволюции должен дожидаться своего времени. А затем начинает действовать суровый закон возмездия, буддийский инь-янь.

Этот класс духов называется «наземными», или «земными элементариями», в отличии от других классов <…>. На Востоке их называют «братьями тени». Коварные, подлые, мстительные, ищущие возможности вымещать злобу за свои страдания на человечестве, они, до окончательного уничтожения, становятся вампирами, вурдалаками и выдающимися актёрами. Они являются ведущими «звёздами» на великой сцене спиритуалистических «материализаций», каковой феномен они выполняют с помощью более разумных тварей истинно «элементальных» по рождению, которые носятся вокруг и приветствуют их с восторгом в своих сферах. <…>

<…> духи природы – реальность. Если Гномы, сильфы, саламандры и ундины розенкрейцеров существовали в те времена, то они должны существовать и теперь. <…>

Христиане называют из «дьяволами», «сатанинскими бесами» и тому подобными характерными названиями. Они ничего подобного не представляют, это просто существа из эфирной материи, безответственные и ни добрые, ни злые сами по себе, если на них не влияет превосходящий их разум. Странно слышать, как набожные католики оскорбляют и представляют в неправильном свете духов природы, когда один из величайших католических авторитетов – Климент Александрийский – выступил против этого, дав им правильное описание, указав, чем они в самом деле являются. Климент, который, вероятно, сам раньше был теургом и неоплатоником, опираясь на серьёзные источники, говорит, что называть их дьяволами абсурдно, ибо они только низшие ангелы, «силы, обитающие в стихиях, двигающие ветрами и распределяющие дожди, и как таковые агенты, они подчинены Богу». Ориген, который до того, как стал христианином, был последователем Платона, придерживался того же мнения. Порфирий описывает этих демонов тщательнее, чем кто-либо. <…>

<…> то, что переживает, как индивидуальность, смерть плотного тела, есть астральная душа, которую Платон в «Тимее» и «Горгие» называет смертной душой, так как, по герметическому учению, она сбрасывает более материальные частицы при каждом поступательном передвижении в высшие сферы. Сократ говорит Калликлу, «что эта смертная душа сохраняет все характеристики тела после его смерти; притом в такой степени, что астральное тело человека, которого, когда он был в физическом теле, выпороли, – будет в царапинах и синяках». Астральная душа – точная копия тела и в физическом, и в духовном смысле. Божественный, высший и бессмертный дух не может быть ни награждён, ни наказан. Поддерживать такое учение было бы абсурдно и в то же время кощунственно, ибо он не есть только пламя, зажжённое от центрального неисчерпаемого источника Света, но, в самом деле, часть его самого и одной с ним сущности. Это обеспечивает бессмертие индивидуальному астральному существу пропорционально его стремлению принять бессмертие. До тех пор, пока двойной человек, то есть человек плоти и духа, удерживается в пределах законов духовной преемственности; до тех пор, пока божественная искра, хотя бы и слабо, теплится в нём, – он находится на пути к бессмертию в будущем состоянии. Но те, кто подчиняются всецело материальному существованию, закрываясь наглухо от божественного сияния, испускаемого их духом в начале земного пути и подавляют предостерегающий голос верного часового, свое совести, которая служит светом для души, такие существа, отбросившие совесть и дух и перешагнувшие границы материи – хотят они или не хотят – должны подчиниться законам материи.
Материя неуничтожима и так же вечна, как сам бессмертный дух, но только в своих частицах, а не в организованных формах. Тело такой грубоматериальной личности, как вышеописанная, покидается его божественным духом до его физической смерти; когда смерть настаёт, пластический материал, астральная душа, повинуясь закону слепой материи, принимает в точности тот образ, который его порок постепенно подготавливал для него в течении индивидуальной жизни на земле. Тогда, как говорит Платон, он принимает образ того «животного, которому уподобляется своими пороками» при жизни.
«Есть старинное предание, – говорит он, – что души умерших с момента смерти продолжают существование в Гадесе и возвращаются сюда опять и представляют умершего…
Но те, кто вёл возвышенную и святую жизнь, достигают высшего чистого обитания и пребывают в верхних сферах земли» (эфирных областях). <…>

Hosted by uCoz