КИКИМОРА (окончание)
НА ГЛАВНУЮ Проект РУССКИЙ ДОМОВОЙ Гостевая книга Тонкий Мир
Традиция отмечать вешками и ленточками переходы через болота и топи относится к далёкому прошлому, когда были установлены добрососедские отношения меж людьми и обитателями лесов и болот. При этом неизбежно местное обожествление Кикиморы, что сказывалось на её возрастающей силе. Там, где люди в основном жили сбором клюквы, брусники, сладких кореньев, кикиморе перед сбором преподносились дары и спрашивалось соизволение на посещение леса. В благодарность за оказанное внимание Кикимора посылала на помощь Леших, Дриад, которые приводили людей в наиболее удачные и богатые места. По окончанию ягодного сезона люди не забывали отблагодарить обитателей леса и покровителей его. Подношениями могли быть, как на Севере, ягодные пироги; в нынешней центральной части России подносились берестяные туески с ягодой и медами, вешались связки отборных сушёных грибов.

Ведунья или просто старшая женщина в роду в случае имеющегося заболевания у кого-либо, в основном у женщин, шли к болотам. С особыми приговорами призывалась Кикимора как целительница и представительница женской ипостаси Мокоши. Её просили указать необходимые растения и дать совет, как излечить заболевание. Кикимора никогда не отказывала в такой помощи. Так сложились отношения меж ведуньями и кикиморами. Существует поверье о том, что основным наставником ведуньи-целительницы зачастую была Кикимора. Порой Кикимора, заметив неладное с кем из людей, навевала ведунье сон, или сама приходила, чтобы указать на проблему со здоровьем. Особое внимание Кикиморы всегда уделяли детям. Обращение к ведунье или кикиморе по поводу деторождения вполне естественно для людей того времени.

Заблудившийся ребёнок всегда возвращался домой даже без просьбы и обращения родителей, едва попав в поле зрения Кикиморы или Лешего. Такие дети, разумеется, наказывались, но не строго и впоследствии, как отмеченные вниманием кикимор, то есть уже познакомившиеся с ними, став взрослыми, посылались с просьбами к Кикиморе или Лешему.

Со временем тех, кто чтил лесных духов, становилось всё меньше. Те немногие кто не утратил связи с духами природы, почитались как знатоки мест. Из их числа вышли лозоходцы. По мере проникновения чуждых традиций и верований кольцо мест обитания кикимор становилось всё теснее. Из Москвы их полностью вытеснили…

С принятием христианства началась насильственная подмена языческих верований с навязыванием негативного отношения к Духам Природы и их обожествлению. Одними из первых этому гонению подверглись Кикиморы. Когда кикиморы покинули капище Мокоши на территории нынешней Москвы, люди лишились их поддержки. Путевые вешки затерялись, болота осушались, там где не должно или наоборот оставались там, где их не должно было быть. Случаи гибели в топях при строительстве на хлипких местах были делом собственной людской бестолковости. Новые «толкователи» взаимоотношений людей и природы воспользовались этими фактами и поспешили их приписать, ради собственной выгоды, деятельности кикимор и прочих обитателей Тонкого Мира. Из целительницы и покровительницы поспешили сделать пугало для детей, более того пошли ещё дальше, приписав древнейшие языческие традиции к тёмным, злым силам.

Когда начался период столь жёсткого изгнания из мест обитания и сознания людей, кикиморы удалившись в глухие леса и болота, постарались оградиться от излишнего к ним внимания. Многие из них погрузились в длительный «сон», другие, охраняя их покой, отгоняли случайно забредших на их территорию людей. Показательно, что в этом случае, кикиморы, помня о древнем соглашении с людьми, выясняли, с какими намерениями пришёл человек и, каков он по сути своей: добрый или злой. Добрый человек выводился к знакомым местам, а злой выпроваживался и ему не оказывали помощи, оставляя один на один с собственной судьбой. Ослабевали связи людей с Лешими, Лесовичками и Дриадами. Все духи леса были вынуждены, как и кикиморы, ради собственной безопасности продолжать выполнять свои обязанности только в отношении друг друга и лесов с его обитателями. Разумеется, внутри собственного содружества они продолжали почитать Кикимор и оказывать им должное почтение.

Осенью прежде, чем природа погружается в сон, все лесные обитатели идут к Кикиморе и устраивают праздник. Поныне Кикиморы соблюдают правила о появлении в привлекательном облике. Дриады неукоснительно заботятся о нарядах для кикимор. Разумеется, в сознании людей, когда кикиморой пугали, это является неожиданностью для увидевших её. Впоследствии это становится одним из памятных знаков и заставляет пересмотреть собственные предубеждения. Среди людей, живущих в близости с природой, очень часто можно встретить тех, кто почитает Лесных Духов – и те с готовностью отвечают взаимностью, и охотно оказывают помощь.
Описанная «история» - картина завершившегося второго тысячелетия.
Третье тысячелетие открывает новую эволюционную спираль. Основная задача нового времени – возвращение к истокам взаимопонимания меж людьми и представителями Тонкого Мира. Кикиморам в этом плане отводится одна из важнейших ролей, как объединяющему женскому началу Природы (Перун, Мокошь и Велес).

В основе творящей силы Кикимор лежит коллективная начало мощи информационного потока стихии Воды, но, не в чистом виде, а в соединении с оплодотворяющей силой стихии Воды и Эфирной силой, под которой подразумевается трансформированная солнечная животворная энергия, изливающаяся на землю. Кикиморам отводится роль посредника и аккумулятора всех трёх Стихий (Воды, Эфира и Земли). Кикимора знает и получает информацию о потребностях земли, чтобы она плодоносила. В некотором смысле, Кикимора и есть прообраз той «волшебной лозы» указывающей, где чему должно расти, и где селиться зверям и птицам.

Почему кикимора индивидуализировалась ранее, чем другие виды жителей Тонкого Мира? На этот вопрос сама кикимора не может ответить, ибо это относится к первичному акту Творения всего Сущего. "Точно так, как некто изрек, что человек — образ Божий, то есть он был сотворен по образу Его, таким же образом можно сказать, что это племя имеет образ человеческий и бы¬ло создано по образу и подобию человека. Человек — не Бог, хотя он сотворен по подобию Его, но лишь как образ. То же самое и здесь: они не люди лишь потому, что были созданы по подобию их. Но они остаются теми же самыми созданиями, какими они были сотворены, точно так же и человек остается тем же самым, каким Бог сотворил его. Так как Он желает, чтобы всякое творение оставалось на том же месте, где оно было сотворено».(Филипп Ауреол Бомбаст фон Гогенгейм Парацельс. О нимфах, сильфах, пигмеях и саламандрах и о прочих духах».). Осознав себя в действии как частичку целого в общем Плане Божественного Творения, Кикимора свою индивидуальность проявляет строго функционально: в той мере, в которой необходимо и зависит от неё. Она становится как бы организатором растительного и животного мира. Ни признавать её первичность объективно развивающийся растительный и животный мир не может. По мере развития Растительного и Животного Царств Кикимора, общаясь с молодыми духами растений и животных, приобретает понятные им облики, что сказывается и на качественном росте её самосознания. Ещё более усложнились функции Кикиморы, когда к её «детям» прибавились и люди.

Именно к этой, сложно обозначаемой хронологии, и придираются так называемые «знатоки» Тонкого Мира, забывая о том, что невозможно обозначить конкретной датой процесс эволюции Всего Сущего. Если посмотреть непредвзято, то и образование разумного человечества так же затруднительно конкретизировать во времени.

Сафонов Роман Владиславович,
Крачковская-Ривера Эльвира Александровна.
МОСКВА.
2008 г.

Hosted by uCoz